ИТКУЛЬ
ИТКУЛЬ (Этҡолоҡ), село в состав г. Верхний Уфалей. Расположено на сев.-вост. берегу оз. Иткуль, в 35 км к северо-востоку от г. Верхний Уфалей, в 430 км от г. Уфы, в 207 км от г. Челябинска. Известна также под названиями Урта аул (башк. – “Срединная деревня”), Иткульские ключи.
Основано башкирами родов Сынгрян и Терсяк во 2-й половине 18 в. как выселок Средний Иткуль из д. Даутова (Верхний Иткуль) и, возможно, др. покинутых башкирами деревень Салзаутской и Терсятской волостей. Впервые зафиксирована в 1758. Как сказано в документе 1673–74: башкиры рода Сынгрян занимали обширные земли от р. Багаряк и до левого берега р. Исеть в верхнем ее течении, включая Уктус. Но уже к концу 17 в. все земли Сынрянской волости были отведены под русские слободы. По всей видимости, сынрянцы, как и терсяки, лишились большей части своих вотчинных земель за активную поддержку династии Кучумовичей (Сибирского ханство) в начале 17 в. В челобитной 1697–98 жители волости обращались к царю с жалобой: “били челом великому государю Уфинского уезду Сибирской дороги симирянской волости башкирцы Мрячка Карабашев да Чирибачка Тарляков с товарыщи… да на их же вотчинников земли поселились русские многие люди четыре слободы: Ремянская (Арамильская. – авт.), Камышенка, Колчедан и Багаряк. И в тех слободах населено дворов по триста и по четыре ста и больше, и те русские люди всякой зверь в той их вотчине повыбили и отогнали и вотчинами их завладели и от того им Великого Государя ясак промышлять стало негде. А они де люди степные безпашенные, кормятца всяким уловным зверем, а ныне де оне за себя в казну Великого Государя ясак платят с великою нуждою”. К каждой слободе отводилась территория, сопоставимая по размерам с нынешними муниципальными районами. Последняя слобода, которая была поставлена на территории Сынрянской волости, это – Багарякская (ныне север Кунашакского района.) У сынрянцев был еще один “кусочек” территории, располагавшийся несколько в стороне от описанной выше Сынрянской волости. Эти земли располагались севернее нынешнего г. Касли: в районе р. Вязовки, верховьев р. Чусовой и оз. Иткуль. Архивные материалы свидетельствуют о том, что башкиры отстаивали свои права не только в вооруженной борьбе, но и посредством административно-судебной системы. Однако часто их жалобы, иски по поводу незаконных действий заводчиков, помещиков, местных властей игнорировались, а судебные дела либо затягивались, либо грубо нарушали права вотчинников. Известно дело, по которому часть вотчинных земель башкир Терсякской волости с помощью судебных манипуляций было передано Никите Демидову.
В “Письме башкирского поверенного Б. Кильдегулова (II кантона, а ныне перечисленного в 5-й Челябинский кантон Терсятской волости юртового сотника и выборного башкирского общества) царю Александру I” от 24 января 1816 года говорится: “Деды и прадеды наши поселились жительством на то место, где мы ныне находимся тремя деревнями, именуемыми иткульскими Терсятской волости на пустопорожней земле, почему жительствуя и платили государственный ясак с 1714-й год…”, и до сентябрьского манифеста 1765 г. “имели владения пашенными, покосными местами, всякими лесными угодьями и рыбными в 9-ти озерах ловлями беспрепятственно…”. Далее поверенный от терсякских башкир указывает, что при жизни отцов их “от Казанской дороги из Мензелинского уезда горные чуваши (т. е. казанские татары. – авт.) прислали 4 человека”, которым башкиры в качестве припущенников отделили земли. Но после 1754 эти люди отдали часть земли Никите Демидову, “каслинским его заводу в кортому”, не согласовав свои действия с вотчинниками. Позже эти земли вообще были проданы ими Никите Демидову.
Отметим, что упомянутый в документе населенный пункт “иткульские Терсятской волости”, по всей видимости, соответствует башкирскому селению Иткуль (Иткулык) и отмеченным в источниках дд. Исылымбекова, Даут, Биктимир, расположенным около оз. Иткуль. Эти поселения находились на смежной земле Терсякской и Сынрянской волостей.
Интересные сведения по истории родного края, башкирких родов, проживавших около оз. Иткуль, собрал краевед, уроженец д. Иткуль Фидаил Касымов. Он сообщил: “Сегодня на берегу озера Иткуль живут представители двух башкирских племен – Сынрян и Терсяк. Сынрянцы – пришлые. В XVI–XVII вв. они кочевали недалеко от Тюмени в степях к западу от Тобола. К 1623 г. занимали территорию по левобережью верхнего и среднего течения р. Исеть. А в 1688 были вынуждены переселиться на нынешнее место. Одной из причин этого стало проникновение вглубь Сибири промышленников Строгановых. Однако окрестности Иткуля на ту пору уже были обжиты. Здесь прочно обосновалось племя салъютов. Отношения между местными и пришлыми сразу не заладились. Дело в том, что сынряне ходили под флагом старшего сына Кучума – Али. А он совершал набеги, брал пленных в рабство, обкладывал местных, в том числе и сальютов, данью. Между тем салъюты покорились России и стали верными вассалами. Русские, в свою очередь, попросили салъютов приютить сынрянцев, чтобы те не мешали добывать руду, рубить лес и ставить заводы. Сегодня, разумеется, никаких разногласий между племенами нет...”.
Не раз бывал на оз. Иткуль и находящемся на нём Шайтан-Камне сказочник П. П. Бажов, упомянувший их в своем известном произведении “Демидовские кафтаны”. Вот некоторые строки из его сказа:
“Когда Пугачев подымался, так эти иткульские из первых к нему приклонились. Даром что деревня махонькая, в глухом месте стоит - живо дознались! Наш-то барин в ту пору, говорят, только то и наказывал: – Берегись иткульских! За иткульскими гляди! Самый это отчаянный народ и заводам первые ненавистники”. Жители И. одними из первых присоединились к повстанцам Е.И. Пугачёва, участвовали в нападении на Полевской и Полдневский заводы. Трое сельчан принимали участие в Отечественной войне 1812, дошли до Парижа. В 1759 башкиры “Сыгрянской волости” продали значительную часть этих земель Н.Н. Демидову. Старшиной волости в ту пору был Ширым Илишев, а представляли сынрянцев Алтымбай Апеев и Карьяв Сююндуков. Жили представители рода Сынрян в И., по крайней мере, именно так означено место проживания доверенных лиц в документе о продаже земли (купчей крепости). В купчей был оговорено, что сынрянцы оставляют за собой право “во оной проданной нами вотчинной земле имеющимися старыми дельными бортными деревьями владеть, и всякого зверя текущева побивать, пашню пахать, сено косить, хмель щипать, рыбу ловить по прежнему так, как и прежде владели”. Фактически, сынрянцы оставляли за собой право на полноценное использование земли, кроме тех участков, где рубили лес и использовали недра хозяева Кыштымских и Каслинского заводов. Характерно, что и спустя сто лет права сынрянцев на использование этой земли официально признавались. В 1863 при межевании угодий дд. Средне-Иткульской и Ключи было записано, что определяется межа земель этих деревень и “Кыштымскаго и Каслинскаго заводов… и сыгрянских башкир с правом пользования условиями, означенными в купчей крепости 1759 года”.
С 1798 род Сынрян, как и прочие башкиры, вошёл в состав Башкиро-Мещерякского войска. В 1816 в дд. Верхний и Средний Иткуль в 57 дворах числилось 115 душ мужского пола. Жители вели полукочевой образ жизни. В каждой семье было по 10—12 детей, в каждом хозяйстве много скота: коней, овец, коров; небольшие участки земли засевались пшеницей, рожью, льном. Башкиры обменивали мясо, масло, жир, шкуры у русских крестьян из с. Воздвиженка на некоторые продукты питания (овощи). Из кобыльего молока делали кумыс, сметану, айран; мясо (баранину) солили впрок, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы. В 1834 учтена в составе 4-го юрта, проживало 323 башкира, в 1859 в 54 дворах – 437 башкир. До революции И. относился к Карабольской волости. Согласно статистическим документам, в 1926 в селе (являлось центром Иткульско-Терсятского сельсовета Уфалейского района) насчитывалось 99 дворов; имелись школа, почта, ветпункт. В 1929 жители И. организовали сельскохозяйственный кооператив “Уныш”, позднее на его базе — колхоз “Красный Интернационал” (“Интернационалист”); в том же году образован рыбколхоз (в озере вылавливали ерша, карася, леща, налима, окуня, чебака, щуку). В 1930 началось раскулачивание, представители духовенства были расстреляны, мечеть переоборудована под клуб. Туда перевели и библиотеку, одну из старейших в районе (открылась в 1904 как изба-читальня согласно решению уездной земской управы на средства фонда Ф.Ф. Павленкова; в 1994 переведена в д. Даутова). В конце 1950-х гг. колхоз и рыбное хозяйство ликвидированы как нерентабельные.
В 1926 насчитывалось 444 чел., в 1970 — 408, в 1983 — 213, в 1995 — 144, в 2002 – 136, в 2010 – 122 человека. Население занято на предприятиях г. Снежинска, в Уфалейском лесхозе, рыболовецкой бригаде и др. Действуют 9-летняя школа (ведётся преподавание башк. языка), фельдшерско-акушерский пункт. клуб, сельский музей (создан в 2002), передвижная библиотека, которая обслуживает не только местных жителей, но и многочисленных дачников и туристов, отдыхающих летом на берегу оз. Иткуль. Ежегодно проводятся Сабантуй, конкурс «Играй, гармонь!». В селе заново построена мечеть.
Лит.: ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 80; Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧО. – авт.). Ф. И-172. Оп. 1. Д. 7. Л. 140; Полевые записи сотрудников АНО “Шежере” (сентябрь 2016 г.).