Башкирский фольклор
Создателями и носителями баш. фольклора являются нар. певцы и музыканты, сказители-сэсэны (сәсән), йырау и др. Фольклор включает жанры эпические: кубаир (ҡобайыр) или эпос, сказка (әкиәт), басня (мәҫәл), кулямас (көләмәс), лакап, небылица, кулямас-загадка, предание (риүәйәт) и легенда, хатира (хәтирә), быличка (хөрәфәти хикәйә), притча (кинәйәле хикәйә, нәсихәти хикәйә) и др.; афористические: поговорка (әйтем), пословица (мәҡәл), загадка (йомаҡ), насихат (нәсихәт) и др. лирические: айтыш (әйтеш), такмак (таҡмаҡ), такмаза (таҡмаза), баит (бәйет), манажат (мөнәжәт), тулгау (тулғау), хыктау (һыҡтау), сенляу (сеңләү) и др.; а также обрядовый фольклор: алгыш (алғыш), заговор (арбау), каргыш (ҡарғыш), примета (һынамыш); детский: скороговорка (тиҙәйткес), считалка (һанашмаҡ, әйтешмәк) и др. Эпосы в зависимости от времени возникновения подразделяются на мифологические (“Урал‑батыр”, “Акбузат” и др.), социально‑бытовые (“Кузыйкурпяс и Маянхылу” и др.), ист. (“Идукай и Мурадым”, “Мэргэн и Маянхылу” и др.). Сказки (волшебные, бытовые, о животных) появились на основе мировоззрения первобытных людей, были связаны с тотемизмом, отражают представления народа о добре и зле, комичны, в них высмеиваются глупость, жадность и т.д. В преданиях и легендах рассказывается о событиях далёкого прошлого, героями выступают известные ист. личности и др. Пословицы и поговорки содержат эмоционально‑экспрессивную оценку, совет или поучение, помогают яснее выразить мысль, украшают речь. Значительное место в фольклоре Б. занимают песни: лирические, ист. (о ханах‑завоевателях, участии в Отеч. войне 1812, кантонных начальниках, Салавате Юлаеве и др.), социально-бытовые, шуточные. Баиты сочетают в себе жанровые особенности эпоса и ист. песни, для них характерно тематическое многообразие: ист. (“Башҡорттарға” — “Башкирам”, “Бүгәс бәйете” — “Баит о Пугачёве” и др.), о Великой Отеч. войне (“Ауылдан киткән инек, Берлинға еткән инек” — “Из аула ушли, до Берлина дошли”), хоз. деятельности (“Бесән бәйете” — “Баит о сене”), жен. судьбе, сатирические и т.д. Обрядовый фольклор делится на календарный и семейно-бытовой; отражает быт, трудовой опыт, заботу о здоровье, обновление поколений, обеспечение хоз. благополучия. Танцы у Б. были связаны с древними религиозными верованиями: коллективные жен., обрядовые, игровые, массовые и др. К самым древним относятся охотничьи и танцы, связанные с культом природы и животных (см. Культ животных и птиц). Обрядовые исполнялись преимущественно женщинами: хороводные (“Өс таған” — “Треножник”, “Аҡҡош” — “Лебедь”), свадебные (“Киленсәк” — “Невестушка”, “Һыу юлы” — “Дорога к воде”). Движения связаны с подражанием различным трудовым процессам: прядению, сбиванию масла, вышиванию, также жен. танцам характерны щелчки пальцами рук, игра плечами, колыхания рук из стороны в сторону и др. Муж. танцы воплощали образ охотника, ловкого наездника, воина, храброго джигита (“Байыҡ” — “Баик”, “Перовский”), движения изображают стрельбу из лука, удары плетью или кнутом, выслеживание добычи и др. Первые исследования нар. танцев (“Башкирские танцы”, 1958) принадлежат Ф.А.Гаскарову, к‑рый, сохранив их своеобразие, обработал и возродил баш. танцы на профессиональной сцене. Изучению традиц. хореографии Б. посвящены научные труды Л.И.Нагаевой, к‑рая, опираясь на материалы экспедиций, восстановила исчезающие нар. танцы.
Отд. упоминания о фольклоре Б. содержатся в дневниковых записях и заметках Ибн Фадлана, Плано Карпини, В.Рубрука и др. Наиболее полные сведения о духовной жизни, фольклоре Б. начинают появляться в 18—19 вв. в трудах М.М. Биксурина, И.И.Георги, И.И.Лепёхина, П.С.Палласа, П.И. Рычкова и др. В переводе на рус. язык издаются произведения устного нар. творчества в интерпретации Т.С. Беляева, В.И.Даля, П.М.Кудряшёва и др., публикуются фольклорно-этногр. работы А.Г.Бессонова, Р.Г.Игнатьева, М.В.Лоссиевского, Ф.Д.Нефёдова, И.К.Покровского, С.Г.Рыбакова и др. Деятельность по сбору произведений фольклора осуществляется представителями баш. интеллигенции М.А.Куватовым, М.И.Уметбаевым, Б.Г.Юлуевым, М.Баишевым и др. В нач. 20 в. выходят работы М.А. Бурангулова, Д.К.Зеленина, М.Султанова, Ф.К. Туйкина, З.Уммати и др. После революции 1917 в развитии фольклора Б. начинается новый этап. В 1922 создаётся Общество по изучению Башкирии, в к‑рое входят С.Г.Мрясов, Х.Г.Габитов, Г.Ф.Вильданов, С.Салимов и др. В ж. “Яңы юл” (“Новый путь”), “Сәсән” (“Сэсэн”), “Белем” (“Знание”), издании “Башкорт аймагы” (“Башкирский край”) публикуются статьи о фольклоре, образцы нар. творчества. Издаются сборники фольклорных материалов “Боронғоларҙың һүҙҙәре” (1924; “Слова предков”), “Башҡорт йомаҡтары” (1927; “Башкирские загадки”), “Халыҡ әҙәбиәтенән мәҡәлдәр һәм йомаҡтар” (1930; “Пословицы и загадки из народной литературы”). Развитие фольклора как самостоятельного научного направления связано с открытием Баш. научно‑исследовательского ин‑та нац. культуры (см. Институт истории, языка и литературы): регулярно организуется сбор фольклорных материалов, вводится преподавание фольклора в вузах и техникумах. В 1936 Г.Амантаем выпущено инструктивное пособие для собирателей фольклора “Фольклор материалын йыйнау буйынса ҡыҫҡаса ҡулланма” (“Краткое пособие по сбору фольклорных материалов”). В 1938 в ин‑те создан сектор фольклора, с к‑рым связана деятельность Г.Амири, Бурангулова, Г.Саляма, М.Хая, Х.Х. Хамматова и др. В периодической печати публикуются эпосы “Акбузат”, “Идукай и Мурадым”, “Юлай и Салауат”; издаются сборники “Башҡорт мәҡәлдәре” (1936; “Башкирские пословицы”), “Башҡорт совет халыҡ йырҙары” (“Башкирские советские народные песни”), “Башҡорт халыҡ әкиәттәре” (“Башкирские народные сказки”; оба — 1939), “Башкирские народные сказки” (1941). В годы Великой Отеч. войны были выпущены сборники образцов баш. фольклора “Батырҙар тураһында эпос” (1943; “Эпос о батырах”), “1812 йылғы Ватан һуғышында башҡорт атлылары” (1944; “Башкирские конники в Отечественной войне 1812 года”), “Салауат батыр” (1945; “Салават‑батыр”) и др. Также издаются произведения совр. нар. творчества, записанные на войне: “Батырҙар йыры” (1943; “Песня батыров”), “Ватан һуғышы йырҙары” (1943; “Песни Отечественной войны”), “Һуғыш фольклоры” (1944; “Военный фольклор”) и др. С открытием в 1951 БФ АН СССР начинается новый этап в развитии деятельности по сбору и публикации произведений устного нар. творчества, научных исследований. Значительным достижением научно‑текстологической работы является первое издание свода “Башҡорт халҡ ижады” в 3 томах (1954—1959). В кон. 50‑х — 70‑е гг. проводились ежегодные экспедиции, состоялись поездки в районы Башкортостана, Свердловскую, Челябинскую, Курганскую, Оренб., Самарскую, Саратовскую, Пермскую обл. (руководители: С.А.Галин, М.Х.Мингажитдинов, К.Мэргэн, Ф.А.Надршина, М.М.Сагитов и др.). В БГУ при кафедре баш. лит‑ры и фольклора был создан фольклорный фонд. В 90‑е гг. работа студентов и сотрудников ИИЯЛ по сбору фольклора позволила исследователям углубить научную разработку актуальных проблем фольклора и приступить к подготовке фундаментальных исследований. Вышла монография К.Мэргэна “Башҡорт халҡының эпик ҡомартҡылары” (1961; “Эпические памятники башкирского народа”), новое освещение получил фольклор в книге А.И.Харисова “Башҡорт халҡының әҙәби мираҫы (18—19 быуаттар)” [1965; “Литературное наследие башкирского народа (18—19 вв.)”]. Крупным достижением баш. фольклористов и вкладом в текстологическое освоение фольклорного богатства является издание свода “Башҡорт халыҡ ижады” в 18 томах (1972—1985), ведётся подготовка и издание одноим. свода в 36 томах (т. 1—13; 1995—2009). Первым опытом издания фольклорных памятников в переводе на рус. язык стал выпуск тома “Башкирский народный эпос” в академ. серии “Эпос народов СССР” (1977), в подготовке к‑рого научно-практическую помощь оказали фольклористы Ин‑та мировой лит‑ры им. А.М.Горького АН СССР А.С.Мирбадалева и Н.В.Кидайш-Покровская. Учёными ИИЯЛ выпущен свод “Башкирское народное творчество” в 12 томах (1987—2010). Во 2‑й пол. 90‑х гг. начались перевод и издание произведений баш. фольклора на англ., турецком, венгерском языках. Сборники “Башҡорт халыҡ йырҙары, йыр‑риүәйәттәре” (1997; “Башкирские народные песни, песни-предания”), “Башҡорт халыҡ риүәйәттәре һәм легендалары” (2001; “Башкирские народные предания и легенды”), “Урал батыр: башҡорт халыҡ ҡобайыры” (2003; “Урал-батыр: башкирский народный эпос”), “Салауат башҡорт фольклорында” (в 2 т., 2008; “Салават в башкирском фольклоре”; все — на баш., рус., англ. языках; автор‑составитель — Надршина) и др. сделали баш. фольклор междунар. достоянием. В кон. 20 — нач. 21 вв. изданы монографии по эпосу (Галин, Сагитов), сказкам (А.М.Сулейманов, Н.Т.Зарипов, Г.Р.Хусаинова), несказочной прозе и афористическим жанрам (Надршина), советскому фольклору (Б.С.Баимов), баитам и мунажатам (Г.С.Галина), песням (Галин), обрядовой поэзии (Р.А.Султангареева), хрестоматия “Башҡорт халыҡ ижады” (2005; “Башкирское народное творчество”; составитель — Хусаинова) и др.; составлены библиографические указатели “Аннотированный библиографический указатель по башкирскому устнопоэтическому творчеству” (1967; составители Галин, Надршина), “Башкирская фольклористика (1967—1985)” (1993; составитель — Галин). Галиным выпущен толковый словарь по баш. фольклору “Тел асҡысы халыҡта” (1993, 2‑се баҫ., 1999; в рус. переводе “Народной мудрости источник”, 2007). Результаты исследований нашли отражение в сборниках статей “Фольклористика в Советской Башкирии” (1974), “Вопросы башкирской фольклористики” (1978), “Башкирский фольклор: исследования последних лет” (1986) и в продолжающихся изданиях “Башҡорт фольклоры” (“Башкирский фольклор”), “Фольклор народов России” и др. С 2003 в ИИЯЛ возобновились экспедиционные выезды. Собранные материалы хранятся в Научном архиве УНЦ РАН, с 2006 издаются отд. книгами (к 2010 вышло 9 сборников). В 2010—11 Ф.Г.Хисамитдиновой выпущены словари баш. мифологии.