Народное образование и наука
Становление образования как системы в Башкортостане связано с утверждением в крае ислама, к‑рое сопровождалось распространением арабского письма среди Б. и обучением их чтению текстов Корана и Сунны. Упоминания о Б., обучавшихся в г.Булгар и др. городах Волжской Булгарии, можно найти в баш. шежере. Арабский географ Якут в нач. 13 в. описывал встречи с “большим числом” учащихся — Б. в учебных заведениях Египта, Персии, Турции и др. стран. Одним из центров мусульманского образования для Б. стал г.Казань. Первые мусульманские учебные заведения — мектеб (нач. школа) и медресе (ср. и высшее учебное заведение) — на терр. Башкортостана зафиксированы во 2‑й пол. 17 в. Создавались при мечетях по инициативе мулл, имамов и муэдзинов, содержались на частные пожертвования и средства от вакуфа (имущество, предназначенное для религиозных и благотворительных целей). Находились в ведении Оренб. магометанского духовного собрания, с 1874 — Министерства нар. просвещения. В мектеб принимались мальчики 7—13 лет (в отд. случаях и старше). Обучались бесплатно, курс обучения составлял 3—5 лет. В учебную программу входили обучение чтению и письму на арабском языке, счёт, чтение Корана, произведений религиозно-дидактического содержания. После введения во 2‑й пол. 19 в. нового метода обучения открылись жен. мектебы, в учебный курс были введены светские предметы: арифметика, география, история, родной язык и лит‑ра, рус. язык и лит‑ра и др. Окончившие мектеб могли продолжить обучение в медресе, где учебно‑воспитательным процессом руководили мударрис, мулла и мугаллимы. По уровню подготовки учащиеся медресе делились на 3 ступени: нач. (иптидаи), ср. (рушди), старшая (игдади). Обучение велось в младших группах на языке тюрки Урало‑Поволжья, в старших — на арабском и персидском языках. Во 2‑й пол. 19 в. возникли так называемые новометодные медресе (обучение велось по методам реформаторского, культ.-просветительского движения — джадидизма), в к‑рых были введены светские предметы: алгебра, география, геометрия, педагогика, психология, физика, химия и др., действовали музыкальные и худ. кружки. Наиболее известными медресе в Башкортостане являлись “Галия” и “Гусмания” (“Усмания”) в Уфе, “Расулия” в г.Троицк, “Хусаиния” в г.Оренбург, а также медресе в г. Стерлитамак, с.Стерлибашево (ныне Стерлибашевский р‑н РБ), дд. Балыклы (ныне Фёдоровский р‑н РБ) Стерлитамакского уезда, Старые Киешки Уфим. уезда (ныне Кармаскалинский р‑н) Уфим. губ., Медиак Челябинского уезда (ныне Аргаяшский р‑н Челябинской обл.), Муллакаево и Нижнетавлыкаево Орского уезда (ныне обе — Баймакский р‑н РБ), Юлукский Ям Оренб. уезда (ныне д.Юлук Баймакского р‑на РБ) Оренб. губ., Султанаево Осинского уезда Пермской губ. (ныне Бардымский р‑н Пермского края) и др. В нач. 20 в. в Уфим. губ. действовало ок. 1,5 тыс. мусульманских учебных заведений (91 тыс. учащихся), в Оренб. губ. — ок. 350 (19 тыс.).
Меры по развитию образования на рус. языке среди Б. предпринимались командованием Башкиро-мещерякского войска, к‑рое добилось выделения 20 вакансий в Казанских гимназии и ун‑те, 30 — в Оренб. Неплюевском кадетском корпусе, 10 — в Санкт-Петербургском повивальном ин‑те и т.д. В кон. 30‑х — нач. 40‑х гг. ок. 300 баш. юношей было направлено в гг. Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Казань и Ижевск для обучения различным ремёслам. Б. было разрешено за счёт войска посылать детей в уездные и городские училища. Для них по инициативе нас. и командующего Баш. войском в кантонах учреждались нач. общеобразовательные учебные заведения, кантонные школы. Находились в ведении Военного министерства и действовали под контролем кантонных начальников. Открывались преимущественно в сел. местности, содержались на средства сел. обществ и войска. Обучение было бесплатным, курс обучения составлял 2 года. Обучение велось на рус. языке по программе приходских училищ (чтение, письмо, арифметика, в нек‑рых — мусульманское вероучение). Учителями были рус. писари и отставные чиновники, а также муллы. В 1865 в 32 кантонных школах (из них 4 — жен.) обучалось свыше 600 детей. С 1860 стали открываться инородческие рус.‑баш. училища (школы). Содержались на средства казны, сел. обществ, земств и частных лиц, были всесословными. Обучение было бесплатным. Курс обучения в одноклассных школах составлял 2—4 года, в двухклассных — 4—6 лет. В учебную программу входили баш. и рус. языки, чистописание, арифметика, основы геометрии, история России, география с естествознанием, черчение, вероучение, пение, гимнастика, практические занятия по сел. хозяйству, рукоделие (для девочек). Учителями работали Б. и татары, владевшие рус. языком, или русские со знанием баш. языка. Использовалась учебная лит‑ра на основе языка тюрки и арабской графики, в т.ч. “Букварь для башкир” А.Г.Бессонова, “Краткий русско-башкирский словарь” и “Башкирско-русский словарь” В.В.Катаринского. В Уфим. губ. в 1899 насчитывалось 96, в 1911 — 166, в 1915 — 338 рус.‑баш. училищ. Учительские кадры для них готовились в учительских школах в гг. Бирск и Уфа, учительских семинариях в гг. Белебей, Оренбург, Челябинск, Троицк, с.Благовещенский завод Уфим. уезда Уфим. губ., учительских ин‑тах в гг. Оренбург и Уфа и др.
После установления советской власти начинается организация нац. школ 2 ступеней и высшей школы с обучением на родном языке. В Уфим. губ. нац. школы стали создаваться в 1919. Первоначально баш. школы открывались на базе мектебов и медресе. К 1927 в БАССР насчитывалось 667 баш. школ 1‑й ступени. Обучение велось на родном языке. В кон. 60‑х гг. было ок. 800 баш. школ (87840 учащихся). С кон. 80‑х гг. получили распространение нац. школы с обучением на родном и рус. языках.
В РБ нац. школы действуют в соотв. с законами РБ “Об образовании” от 1 июля 2013 и “О языках народов Республики Башкортостан” от 15 февраля 1999. В общеобразовательных учреждениях обучение на баш. языке ведётся в 775 школах, а также в баш. гимназиях и лицеях. Подготовка кадров для баш. школ осуществляется в БГПУ, БГУ и их филиалах, а также в пед. колледжах.
В кон. 19 — нач. 20 вв. появляется ряд баш. учёных-просветителей, к‑рые внесли значительный вклад в изучение истории, традиций и обычаев баш. народа, культуры и языка. Среди них языковед, составитель сравнительного словаря баш. языка, просветитель М.М.Биксурин; составитель баш.‑венгерского, баш.-рус. словарей, просветитель М.А. Куватов, к‑рый собрал и опубликовал более 130 пословиц и др. образцов баш. фольклора; этнограф и краевед Б.Г.Юлуев; баш. поэт-просветитель, этнограф М.И.Уметбаев; в сер. 50‑х гг. педагог-просветитель, языковед З.Ш. Шакиров, педагог, Засл. учитель школы РСФСР (1960) Ф.Х.Мустафина и др. В нач. 20 в. первым профессиональным музыкантом из Б. был флейтист и фольклорист М.И.Султанов, к‑рым записаны многие баш. песни. Врач и языковед М.А.Кулаев является автором букварей для Б. на основе кириллицы и др. В 20 в. в респ. и в стране стали широко известны доктор геолого-минералогических наук К.Р.Тимергазин, доктор геогр. наук А.В.Псянчин, доктора ист. наук Р.Г.Кузеев, Р.З.Янгузин, И.Г. и А.И. Акмановы, М.М. Кульшарипов, доктора сельскохозяйственных наук М.Н.Бурангулов, В.К.Гирфанов и С.Н.Тайчинов, доктора медицинских наук М.М.Алсынбаев, В.Ш.Вагапова, З.А.Ихсанов, Г.Г.Куватов, Г.Х.Кудояров, С.З.Лукманов, В.Г.Сахаутдинов, З.С.Терегулова, доктор технических наук Р.Р.Мавлютов, доктор физико-математических наук Р.Н.Бахтизин, доктора филол. наук К.З.Ахмеров, Р.Н.Баимов, И.Г.Галяутдинов, Д.Г.Киекбаев, А.И.Харисов, Ф.Г.Хисамитдинова, доктор химических наук С.Р.Рафиков, доктор экономических наук М.И.Такумбетов, нар. врач СССР А.Г.Бакирова и др. Академиками АН РБ стали М.Т.Азнабаев, А.В.Бакиев, А.Б.Бакиров, Р.Н.Гимаев, А.Г.Гумеров, М.В.Зайнуллин, М.А.Ильгамов, У.Б.Имашев, М.Н.Исянбаев, Р.В. Кунакова, Н.А.Мажитов, А.Г.Мустафин, В.М.Тимербулатов, З.Г.Ураксин, Ф.С.Файзуллин, Г.Б.Хусаинов, В.Ш.Шагапов и др.
Среди академиков РАН наиболее известны Р.Ф.Ганиев, И.А. Ибрагимов. Большое значение для развития научных исследований в респ. имело создание в 1951 Баш. филиала АН СССР (ныне УНЦ РАН), к‑рый объединяет более 13 ин‑тов и др. учреждений. Значительный вклад в развитие гуманитарной науки респ. внёс Институт истории, языка и литературы.
В 1991 в респ. была создана Академия наук, основными направлениями исследований к‑рой являются гуманитарные и социальные проблемы; экология, здоровье человека, медико‑биологические проблемы; изучение потенциала природных ресурсов и их рациональное использование и др.
Большой вклад в развитие социально-экон., полит. и научного потенциала респ. внесли деятели: А.З.Валиди — основатель автономного Башкортостана (1917—20); З.Ш.Акназаров — председатель Совета министров БАССР (1962—86); З.Н.Нуриев — заместитель председателя Совета министров СССР (1973—85), М.Г.Рахимов — первый Президент РБ (1993–2010) и др.