Традиционное хозяйство башкир
Традиц. занятиями Б. являлись скотоводство, земледелие; важную роль в хозяйстве играли бортничество, охота, рыболовство, а также промыслы и ремёсла. В кон. 18 — нач. 19 вв. в Башкортостане сложилось 3 хоз.‑культ. района: земледельческий (сев.‑зап. и сев. Б.), скотоводческо‑земледельческий (сев.‑вост. и юго‑зап.), скотоводческий (зауральские, юж. и юго‑вост.).
Основным занятием в системе традиц. хозяйства Б. являлось скотоводство. Согласно ист. источникам, баш. племена в кон. 1‑го — нач. 2‑го тыс. н.э. занимались кочевым скотоводством; маршруты кочёвок пролегали от Юж. Урала до районов Приаралья, сев.‑вост. Каспия и Придонских степей. В 10—15 вв. в хозяйстве Б. наблюдался постепенный переход от кочевого к полукочевому скотоводству. К сер. 16 в. в Ср. Приуралье, Прикамье, бассейне ниж. течения рр. Белая и Быстрый Танып Б. вели преимущественно оседлый образ жизни, возросло значение др. отраслей хоз. деятельности (земледелие, бортничество, охота, лесные промыслы, рыболовство). Стада и табуны (көтөү, өйөр) являлись собственностью семей. С весны до осени скот (мал) находился на тебенёвке, места кочёвок Б. менялись несколько раз за сезон. Зимой лошади (ат), в нек‑рых регионах также и овцы (до сер. зимы) оставались на пастбищах близ аула; сено заготавливали для рабочих лошадей, дойных коров и молодняка. С проникновением земледелия на кочёвки отправлялись после завершения посевных работ. В сер. 19 в. на летовки выезжали в юж. и юго‑вост. районы и в Зауралье Башкортостана, где скотоводство оставалось основной отраслью хозяйства. В сев. и зап. районах Башкортостана небольшая часть нас. продолжала отгонять стада на летние пастбища. Наибольшее значение в скотоводческом хозяйстве Б. имели лошади, количество к‑рых в отд. семьях достигало нескольких тысяч. Разводили коров (һыйыр) в основном для получения молока, кожи (изготавливали обувь и утварь); овец (һарыҡ), шерсть к‑рых использовали в кошмоделии, сукноделии и др.; коз (кәзә), пух к‑рых применяли в вязании, шерсть — для плетения половиков; в юж. степных районах Башкортостана — верблюдов (дөйә), к‑рых использовали для перевозки грузов. Для содержания скота в усадьбах сооружали загороди с навесами, землянки и полуземлянки (аран, ер өй), сараи (һарай, аҙбар, мал өйө).
Одним из традиц. занятий Б. является земледелие. Наиболее ранними системами земледелия были залежная, переложная и подсечно-огневая. В степных районах Башкортостана в основном было распространено переложное земледелие (нередко в классической форме, при к‑рой небольшие участки земли засевались в течение нескольких лет, затем оставлялись и могли использоваться вновь через 10—15 лет; так называемое кочевое земледелие), в лесных — подсечно‑огневое (использование под пашню участков леса, расчищенных путём его рубки или выжигания). В 19 в. повсеместное распространение получили трёхпольные севообороты. Переход к земледелию и оседлости интенсивнее происходил у сев., сев.‑зап. и зап. Б.; до сер. 19 в. в хозяйстве юж. и юго‑вост. Б. (в т.ч. зауральских и оренб.) земледелие носило вспомогательный характер при ведущей роли полукочевого скотоводства.
Из зерновых культур возделывали рожь, ячмень, овёс, пшеницу, просо, полбу, гречиху; из технических — лён, коноплю; из овощных — картофель. Рожь была ведущей культурой в хозяйствах Б. Белебеевского, Бирского, Мензелинского и Уфим. уездов; овёс — Верхнеуральского, Троицкого и Челябинского уездов; пшеница — Оренб. и Орского уездов; равное количество посевных площадей эти культуры занимали в Стерлитамакском и Златоустовском уездах (по данным подворной переписи 1912—13).
Основным пахотным орудием был сабан (hабан), часто с двуколёсным передком и широким жел. лемехом, в к‑рый впрягали 3—6 (иногда до 8) лошадей. Бытовали тяжёлые и лёгкие сабаны, различные сохи (һуҡа). В юж. и юго‑вост. районах Башкортостана широкое распространение получил так называемый татарский сабан, в Зауралье — “двухконный” сабан, или “сибирская соха”, сабаны с двумя лемехами. Широко применялись пахотные орудия, сочетавшие в себе элементы сабана и сохи: в лесостепных и степных районах — лёгкая и манёвренная косуля с жел. широким лемехом, отвалом, длинным резцом; в сев.‑зап. — курашимка (кунгурка) с жел. подвоем, позволявшим регулировать ширину и глубину вспахиваемого пласта. Во 2‑й пол. 19 — нач. 20 вв. повсеместно ведущим пахотным орудием стал жел. плуг (первоначально был распространён в степных районах). Для поверхностного рыхления почвы и заделки семян применялись бороны (тырма). В лесных районах Башкортостана была распространена борона‑суковатка (ботаҡлы тырма) в виде лесины с направленными вперёд сучьями. Повсеместно использовалась дер. борона (ағас тырма). В кон. 19 в. получила распространение борона с жел. зубьями. Сеяли обычно вручную, применяя для ношения семян берестяные, лубяные и лыковые корзины и кузова (тубал). Уборка урожая производилась серпом (ураҡ) с зубчатой насечкой, реже — косой‑горбушей или косой с крюком (тырмалы салғы). При молотьбе в основном использовали неподкованных лошадей (баҫым баҫтырыу), к‑рых водили кругами по разложенным на току (ырҙын) снопам. Также молотили вручную дер. цепами (сыбағас һуғыу), реже молотильными камнями‑катками (ырҙын ташы). Мололи каменными или дер. жерновами (ҡул тирмәне), также применяли ступы (киле). Широкое распространение получили небольшие мельницы‑мутовки (работали при помощи водного потока, ниспадающего по жёлобу на обод с дер. лопастями), большие водяные мельницы.
Традиц. промыслом Б. была охота: активная (гоньба, загон, облава, поражение) и пассивная (использование капканов, задерживающих или поражающих ловушек). Приёмы и орудия соответствовали таёжной (в сев. и центральных регионах) и степной (в юж. регионах и Зауралье) охоте. Охотились на барсуков, волков, диких коз, зайцев, куниц, лисиц, лосей, медведей, норок, оленей, рысей. Практиковалась также охота с помощью ловчих птиц (ҡош сөйөү; беркутов, соколов, ястребов и др.) на пушных зверей, волков, диких гусей и уток. В охотничье снаряжение входили лук (йәйә), стрелы (уҡ) различных типов (с костяными обоймами, жел. или костяными наконечниками), кистень (киҫтән), толстая нагайка (туйыр), палица (суҡмар), ружьё (кремнёвое, со 2‑й пол. 19 в. — пистонное или берданка), нож, приспособление для ношения за спиной провизии или убитой дичи (алап). Высоко ценившийся мех пушных зверей (белки, бобра, выдры, норки, куницы, горностая, лисы и др.) являлся предметом торгового обмена с др. странами и народами, составлял основную часть ясака.
Традиционно Б. занимались рыболовством. Применяли плавные (плывущие) или ставные (неподвижные) сети (ау), бредни (һөҙгө), неводы (йылым), ловушки (мурҙа) из лозы. В верх. течении р.Белая использовали вентери — снасти в виде суживающейся мешкообразной сети, в Зауралье на озёрах — ловушки (битәл) в виде двух соединённых между собой одинаковых частей, подобных вентерям. Встречались запруды, сооружённые из связанных между собой сосновых досок (ыйсуҡ), узкой и длинной изгороди (һеүән) или плетня (нәрәтә). Скопившуюся в перегороженных местах водоёма рыбу вылавливали бреднем (мелкоячеистая сеть дл. до 30 м) или дер. ковшом. Во время ледохода при ловле рыбы использовали большие саки (һөҙгөс). Из активных способов рыболовства были распространены глушение рыбы (балыҡ шаңҡытыу) ударами клюшки (сәкән) по льду и лучение (сыраҡҡа төшөү, сыраҡлау), при к‑ром ночью на озёрах при свете факела (сыраҡ) выслеживали лежащих на дне щук, крупных окуней и поддевали их острогой (һалдау, сәнске) или палкой с заострённой лопаткой на конце.
Из лесных промыслов у Б. горных и лесных районов наибольшее развитие получили лесозаготовка и сплав леса по рекам. Лес (сосна, лиственница, ель, дуб, берёза, осина, липа и др.) заготавливали для горных заводов, а также для продажи в юж. степные районы. Брёвна с места вырубки вывозили осенью на волокушах (һөйрәтке), зимой — на санях, затем складывали на берегах, откуда весной в период половодья сплавляли по рр. Белая, Уфа (Караидель), Ай, Сим, Юрюзань Уфим. губ., Урал, Большой Ик (приток р.Сакмара), Сакмара и др. Оренб. губернии. Сплав по крупным рекам осуществлялся на плотах (һал), горным — врассыпную и продолжался до июня, иногда до осени. К лесным промыслам также относилась заготовка пиломатериалов (доски, брусья), корья, луба, дранки, мочала, поташа, смолы, дёгтя из бересты. В Белебеевском, Бирском, Стерлитамакском и Уфим. уездах были распространены изготовление рогож и кулей (ҡап) из мочала и др.
С развитием горнозаводской промышленности получил распространение извозный промысел по доставке руд, древесного угля, глины, известняка и др. сырья на горные заводы, а также готовой продукции на пристани. До сер. 18 в. Б. занимались добычей соли на Илецких и др. месторождениях, а также соляных озёрах Зауралья (в 1754 уплата ясака была заменена обязательной покупкой соли из гос. магазинов, её бесплатная добыча запрещена). В сер. 19 в. на основе нек‑рых видов традиц. промыслов и ремёсел распространяются кустарные и отхожие промыслы, в т.ч. работа по найму на горных, мыловаренных, свечных, винокуренных, кожевенных, поташных, салотопенных заводах, приисках и рудниках, жел. дорогах. В 20 в. с развитием промышленности многие промыслы утрачивают своё значение и постепенно исчезают, в кон. 20 в. в сел. местности нек‑рые из них (изготовление транспортных средств, плетение корзин и др.) начинают возрождаться.
У Б. сохранились ремёсла (һөнәр) и традиц. занятия, основанные на ручном способе производства. К муж. ремёслам относились изготовление традиц. средств передвижения, различных хоз. и бытовых предметов с использованием древесного сырья, плетение из лыка. Среди Б. имелись мастера по обработке металлов, к‑рые занимались производством предметов вооружения, земледельческих орудий труда, охотничьего и рыболовного инвентаря, домашней утвари и т.д. опытные мастера по обработке железа (тимерсе), серебра (көмөшсө, зәргәр) и др. Были известны различные способы плавки, ковки, литья, при ювелирной обработке металла применялись серебрение, чернение, чеканка, насечка, гравировка и др. Использовали в основном местное сырьё, ювелирные изделия изготавливали также из старинных серебряных монет. Ведение хозяйства, основу к‑рого составляло кочевое скотоводство, способствовало широкому распространению кожевенного дела: применялись различные способы обработки и декорирования кожи, выделки мехов, изготовления кожаной утвари, предметов конского снаряжения. Мастера по обработке камня занимались изготовлением жерновов, молотильных камней. Жен. ремёслами являлись вязание, ковроделие, кошмоделие, сукноделие, ткачество, изготовление предметов одежды, традиц. украшений, головных уборов, обуви и др. В кон. 19 — нач. 20 вв. среди Б. распространились бондарное, токарное, столярное и др. ремёсла, на основе нек‑рых из них впоследствии развилось кустарное производство.
Традиц. утварь Б. включала различные предметы домашнего обихода из бересты, древесины, кожи, металла (казан, самовар и т.п.), глины (встречалась редко, в основном в юж. районах) и др. Столовая утварь состояла из разнообразных дер. чаш: ср., низкие, глубокие (аяҡ, ашлау, табаҡ и др.) использовались ежедневно, крупные (ҡоштабаҡ, кәрһән, ҙур табаҡ, сара и др.) — в праздники. Для напитков (айран, бал, буза, кумыс и др.) применяли глубокие небольшие чаши (алдыр, сеүәтә), пиалы (каса, туҫтаҡ, тәгәс), ковши (ижау, сүмес). Кухонная утварь включала различные кожаные сосуды (һаба, күнәк, турһыҡ и др.) для хранения и перевозки молочных продуктов, дер. посуду (батман, сапсаҡ, тәпән, һелкеүес и др.) для хранения муки, зерна, мёда, масла, замеса теста, берестяные лотки, ведёрки (туҙаяҡ, туҙ күнәк) для изготовления и хранения корота, эремсека и др. В качестве хоз. утвари использовали различные дер. бочки, кадки, вёдра для воды, молочных продуктов и др., квашни для хлеба (ағас биҙрә, икмәк силәге), небольшие корыта (ялғаш) для рубки мяса, большие — для стирки, кормления домашней птицы, скота, кожаные подойники и маслобойки (башкүнәк, бот күнәк), фляги (ҡуллыҡ, ботлоҡ). Берестяные туески, корзины (төйөҫ, туҙый) применяли для сбора и сушки ягод, грибов и др. Предметы утвари украшали аппликацией, врезной, контурной, рельефной резьбой, тиснением, резьбой по коже в виде геометрического, цветочно‑растительного, солярного орнамента. Большая часть утвари располагалась на жен. половине жилища (ҡатындар яғы). Многим предметам обихода придавалось особое значение во время проведения праздников и свадебных обрядов, напр., кумыс гостям подавали в орнаментированных дер. бочонках с крышками (тәпән, көрәгә) и ковшом, кожаных сосудах, свадебные гостинцы клали в декорированную разноцветным сукном и кистями меховую торбу. С кон. 19 в. получает распространение утварь фабричного производства.