Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Вход
Региональный интерактивный энциклопедический портал «Башкортостан»
Академия наук Республики Башкортостан ГАУН РБ Башкирская энциклопедия

Автобиографизм

Просмотров: 1286

АВТОБИОГРАФИЗМ, отражение биографич. ма­териала в худ. тв-ве. А. характеризует всё тв-во С.Ю., особенно ярко выражен в поэтич. текстах любовного и героич. содержания. Неоднократно упоминаемые в стихах и песнях Зулейха и Амина, а также Рамазан и Минияза, согл. легендам и пре­даниям, являются возлюбленными (жёнами) и деть­ми С.Ю. В произведениях, посвящённых родной природе, поэт с любовью описывает рр. Агидель, Ай, Сим и Юрюзань. Личностными качествами ав­тора наделён лирический герой стихотворения “Юрюзань, река души ты нашей...” и кубаира “С ратью Пугачёва слившись, в войско с ним соеди­нившись...”: он неравнодушен к судьбе народа, предстаёт лидером, способным поднять массы на восстание, много размышляет о призвании сэсэна и батыра в обществе. Очевидно, что оба произв. со­чинены в разгар Пугачёва восстания 1773—75, одним из руководителей к-рого стал С.Ю. В этот период он мужает, накапливает жизненный опыт, совершенствует своё поэтич. мастерство. Теперь его герой не мечтает, как раньше, о победе над врагом при помощи волшебных, сверхъестественных сил, он — отважный полководец и мудрый сэсэн, к-рый руководствуется в своих мыслях и действиях инте­ресами народа:

“Кто не именует себя батыром, /[Какой толк,] если от него нет проку на поле бит­вы? /Кто не именует себя сэсэном, /[Какой толк,] если не слышно его голоса в [большом] споре...” (“Батырмын, тип кем әйтмәй, — /Яу килгәндә йүне юҡ; /Сәсәнмен, тип кем әйтмәй,— /Дау килгәндә өнө юҡ...”).

Здесь поэт осознанно исполь­зует возможности лирического произв.; его герой воплощает в себе думы и стремления автора, и в то же время он представляет собой обобщённый образ нар. вождя:

“Душа [и плоть] у него связаны с на­родом, /Страну от врага защищая, /Садится на осёдланного коня /И отважно кидается в бой, /Это есть батыр страны, /Это есть украшение [и гордость] страны...” (“Халҡына йәне ҡушылған, /Дошмандан илен ҡурсыған, /Эйәрләп атҡа ат­ланған, /Ашғырып яуға ташланған, — /Илдең ба­тыры шул булыр, /Илдең күрке шул булыр...”).

В песнях-четверостишиях также запечатлены лич­ные переживания автора, связанные с конкретными событиями и эпизодами восстания. Произведения С.Ю. глубоко оптимистичны и выражают настрое­ния, думы и чаяния современников. Даже после по­ражения восст., когда многие соратники были схва­чены, автора не покидают уверенность в правоте своего дела и надежда на дальнейшее продолжение борьбы:

“Не плачьте, не горюйте, что меня уводят, /Народятся ещё славные батыры” (“Мин киткәнгә илап ҡайғырмағыҙ, /Батыр ирҙәр тыуыр тағы ла”); “Не радуйтесь тому, что Салавата уводят, /Наро­дятся ещё батыры славнее меня” (“Салауат китте, тип шатланмаң, /Минән дә батыр тыуыр донъяға”).

М.Х.Идельбаев

 

Дата публикации: 01.10.2019
Дата последнего обновления публикации: 01.10.2019