Ушанов Г.Г.
УШАНОВ Гиният Габдуллович [5.5.1894, д.Шадигаево Орского у. Оренб. губ. (Абзелиловский р-н РБ) — 5.3.1947, Уфа], актёр, режиссёр, кураист, танцовщик и певец. Нар. (1944) и засл. (1935) арт. БАССР. Осн. роли в БАТД: Юмагул (“Ашкадар” — “Ашҡаҙар”), Айсуак (“Невестка Шаура” — “Шәүрә килен”; обе — М.А.Бурангулова), Юлдыкай (“Ынйыкай и Юлдыкай” — “Ынйыҡай менән Юлдыҡай” Х.К.Габитова), Вафа (“Башмачки” — “Башмағым” Х.К.Ибрагимова) и др.
У. исполнял роль С.Ю. во всех спектаклях театра, поставл. по пьесе “Салават-батыр” (“Салауат батыр”) Ф.М.Сулейманова и её вариантам (парафразам), во 2-м актёрском составе. По нек-рым сведениям, У. выступил в роли Салавата в спектакле “Салават-батыр” любит. т-ра при политуправлении Башвоенкомата. Образ баш. героя, созданный У., был наделён фольк. чертами. Салават в исполнении У. — это батыр, поэт, сэсэн. Над сценич. образом Салавата У. работал на протяжении всей творч. жизни. В 1946 в интервью театроведу Н.И.Львову он рассказывал о своей работе над образом: “Во всех сыгранных мною героических ролях грим был очень различен, сообразно возрасту и характеру героя. Но с костюмировкой были большие затруднения, т.к. никто из нас не знал доподлинно, какие в старину были костюмы. Раньше, когда театр находился ещё в Стерлитамаке, мы стремились разыскать старинные костюмы по деревням. И в них выходили на сцену. В 1936 году я нашёл в глухой деревне костюм башкирского воина. Но хозяева не согласились его продать. Поэтому пришлось мне выучить его наизусть: я внимательно осмотрел его, стараясь запомнить всё. Так вот — костюм Салавата, как я его одевал. Рубашка с вышивкой по вороту и кокетке, с лентой, вроде галстука, стягивающей ворот. Казакин очень старого фасона, зелёный, и самотканый кафтан, чёрный. Самотканые брюки, заправленные в сапоги, в чёрнокрасную полоску. Сапоги — мягкие, из звериных шкур с украшением на отворотах. На голове мохнатая шапка. Вооружение Салавата: лук, колчан со стрелами, сабля, копьё. Во время боя под рубаху он надевал нечто, вроде щита, — нагрудник из неск. слоёв сыромятной кожи, чтоб труднее было стреле пробить. Его воины, как и он сам, прокладывали эти слои золой. Может, были и кольчуги, да ведь тогда уже перестали их ковать. Это только в кино Салават в кольчуге. На деле он был в кожаном нагруднике. В д.Нугаево осталась было подобная рубаха-щит, но женщины уже в наше время растащили её по кусочкам, суеверно утверждая, что они, эти обрывки кожи, охраняют человека от недугов. Салават был для них как святой”.
В 1939 при пост. драмы “Салават” Б.Бикбая У. был назначен консультантом спектакля. Критика, обвинившая спектакль в “национальной ограниченности”, не остановила У. в творч. поиске. Он продолжал работать над достоверностью спектакля и весной 1947 выехал в районы Баш. Зауралья “для сбора нац. костюмов и предметов украшения для спектакля о Салавате Юлаеве”, где сильно простудился, и, вернувшись в Уфу, умер.
Ист.: РГАЛИ. Ф.970, оп.6, д.78, л.21—23.
Лит.: Бирҙин Ғ. Осҡор талант //Ағиҙел. 1970. №8.
С.С.Саитов