Шайтан-кудейский род”
“ШАЙТАН-КУДЕЙСКИЙ РОД”, баш. предания. Предание, записанное не ранее 1906 и не позднее 1907 С.И.Руденко, повествует о том, как один башкир из племени кудей во время охоты встретил в лесу шайтана (чёрта) в облике человека. О том, что этот незнакомец — шайтан, охотник узнал ночью (у спящего изо рта выходил огонь). Охотник выстрелил в него, но раненому шайтану удалось скрыться в своём логове-пещере. По следам охотник нашёл пещеру и обнаружил там шайтана и ухаживающих за ним жён. Хитростью он выманил жён из логова и убил шайтана. Далее говорится, что охотник забрал у шайтана молодую жену, привёл её в свою деревню и женился на ней. Согласно преданию, от них и пошёл шайтан-кудейский род. В одноимённом предании, записанном в 1964 Р.Зариповой, А.Ярмухаметовой и Г.Диникаевой от жителя д.Алькино Салаватского района Шамсутдина Галиуллина, охотник по имени Дюрмен не убил, а вылечил шайтана и женился на его дочери-красавице. Рождённые от них сыновья Алька, Идрис, Йонос (Юнус) и Шиганай, повзрослев, стали основателями четырёх деревень, назв. их именами. Как гласит предание, жителей этих деревень до сих пор называют шайтанами. По мнению Р.Г.Кузеева, легенда о женитьбе башкира из Кудейского рода на дочери шайтана могла возникнуть как отражение в фольклоре этнических процессов, связанных со смешением нек-рых баш. родов с уграми или др. местными племенами. Он считает, что этноним “шайтан” более позднего происхождения и возник для обозначения иноплеменных, а также иноверческих групп в составе башкир.
Лит.: Археология и этнография Башкирии. Т.5. Уфа, 1973; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. М., 1974; БХИ: Риүәйәттәр, легендалар. Өфө, 1980; БНТ. Т.2: Предания и легенды. Уфа, 1987.
Ф.А.Надршина