ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путём. Состоит из сети авиапр‑тий (с парком возд. судов), аэропортов, а также учреждений, организаций и пр‑тий, к‑рые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров, производят техн. обслуживание и ремонт авиац. техники.
В РБ представлен трансп. пр‑тиями гражд. авиации. Развитие В.т. в респ. началось в 20‑е гг. 20 в. с создания Баш. отделения Общества друзей возд. флота (ДОСААФ). В 1924 на средства трудящихся приобретён первый самолёт “Фарман-30”; между с.Глумилино и Вост. слободой был построен аэродром. В этот период полёты производились в осн. в агитационных целях и для перевозки почты (в 1924 было перевезено св. 500 экз. газет, писем и плакатов). В 1933 в Уфе организован отряд с.‑х. авиации (см. “Башкирские авиалинии”). В распоряжении авиаотряда находилось 4 самолёта, использовавшихся для обработки посевов в сельском хозяйстве и для перевозки почты. В том же году открылась первая возд. линия по маршруту Уфа—Стерлитамак—Мелеуз—Мраково—Баймак—Магнитогорск—Белорецк—Уфа протяжённостью более 730 км. К 1935 протяжённость местных возд. линий составляла 2175 км. Полёты совершались на 4 авиалиниях (в юж., сев., вост. и юго-вост. направлениях); через аэропорты г.Магнитогорск и рп Янаул проходили линии союзного значения. К нач. 40‑х гг. авиаотряд был оснащен самолётами типов Я-6, АП, П-5, Сталь-2, У-2, С-2. В годы Великой Отечественной войны деят‑сть авиаотряда не прекращалась, было перевезено ок. 5 тыс. пассажиров, св. 70 т почты и грузов, в т.ч. в прифронтовые районы. В 50‑е гг. В.т. в Башкортостане стал развиваться ускоренными темпами. Начали использоваться самолёты Ан-2, Як-12, Ли-2, вертолёты Ми-1, Ми-4.
В кон. 50‑х гг. В.т. связывал Уфу более чем с 60 городами, в т.ч. с гг. Белорецк, Нефтекамск, Октябрьский, Стерлитамак и Сибай; открылись рейсы в гг. Куйбышев, Минеральные Воды, Москва, Новосибирск, Свердловск, Сочи, Ташкент и др. В 1930—90‑е гг. были построены аэровокзалы в гг. Белорецк, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, в 1962 начал действовать новый аэропорт в Уфе. С нач. 60‑х гг. полёты на местных линиях совершались самолётами Ан‑24 с посадкой на грунтовых аэродромах. С кон. 60‑х гг. используются реактивные самолёты Ту‑124, Ту‑134, с сер. 70‑х гг. — Ту‑154. С кон. 80‑х гг. в РБ выполняются междунар. полёты. Отправка пассажиров, грузов и почты осуществляется ОАО «Международный аэропорт “Уфа”» (см. табл.); авиационно-хим., аварийные и поисково-спасательные работы, патрулирование нефте-, газо- и продуктопроводов — ЗАО «Авиационная компания “Уфимские авиалинии”», безопасность полётов обеспечивается ГУП “Башаэронавигация”.
Н.Г.Ризванов, В.Е.Текферд
Работа воздушного транспорта
Показатели |
1933 |
1955 |
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
2010 |
2011 |
Перевезено грузов и почты, тыс. |
0,012 |
1,262 |
5,9 |
15,2 |
31,8 |
19,4 |
2,7 |
— |
— |
Перевезено пассажиров, тыс. чел. |
0,2 |
8,0 |
143,0 |
940,0 |
1425 |
1753 |
315 |
— |
— |
Отправлено из аэропорта: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пассажиров, тыс. чел. |
|
|
|
|
|
|
306 |
731 |
827 |
грузов, т |
|
|
|
|
|
|
1383 |
1334 |
1354 |
почты, т |
|
|
|
|
|
|
83 |
96 |
94 |
Авиахимические работы в сельском хозяйстве, тыс. га |
0,007 |
131,0 |
158,0 |
651,0 |
708 |
562 |
148 |
44 |
40 |