Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Вход
Региональный интерактивный энциклопедический портал «Башкортостан»
Академия наук Республики Башкортостан ГАУН РБ Башкирская энциклопедия

БЫТИЕ

Просмотров: 1539

БЫТИЕ, одна из основных категорий философии и центральное понятие онтологии. Б. выступает как наиболее фундаментальное основание существования чего‑либо, будь то материальный предмет, психический феномен или космос в целом. Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., Б. и сознание, Б. и мышление, Б. и сущность). В античной философии проблема Б. начала разрабатываться представителями Элейской школы (Парменид, Зенон Элейский). Парменид определил Б. как вечное и неизменное, умопостигаемое единство, полноту всех качеств, сливающихся в высшей определённости и утрачивающих частную определимость. У Платона Б. есть эйдосы — умопостигаемые, вечные сущности, духовные образцы вещей; у Аристотеля — “формы” (принципы организации вещей); у неоплатоников (Плотин, Прокл и др.) — Божественный, Мировой Ум. Несмотря на наличие в античности определённых материалистич. тенденций (милетцы, Гераклит, Демокрит), идеалистич. понимание Б. стало превалирующим; при этом проблема Б. была тесно связана с этич., эстетич. и религ. аспектами. Для средневековой философии характерна картина мира с иерархичным строением Б. (Августин Блаженный, Фома Аквинский, аль-Фараби, Ибн Сина). Высшее, абсолютное Б. отождествляется с Богом, а степень существования того или иного объекта мироздания зависит от его близости к божеств. бытию. В то же время Бог в сущности своей выше Б. и познания. Трактовка божественного Б. здесь неизбежно связана с понятием Сверхбытия, открывающегося лишь в мистич. познании.

В 17—19 вв. перед западно-европ. философами встал вопрос об иных основаниях Б. Их поиск вёлся в самом человеке: либо в индивидуальном чувственном опыте (эмпиризм), либо в рефлексии индивидуального рассудка (рационализм). Определённым итогом этого поиска стала трансцендентальная, или критич. философия (И.Кант, И.Фихте), к‑рая либо утверждает полную непознаваемость вещей вне нашего сознания (“вещей в себе”, по терминологии Канта), либо вовсе отрицает их существование и выводит всё Б. из принципа “Я” (Фихте). С возникновением трансцендентализма зап. философия в осн. отказалась от иссл. Б. и переориентировалась на гносеологию. В то же время нек‑рые философы либо развивали классич. идеалистич. традицию онтологии, основанную на сближении Б. и мышления (Ф.Шеллинг, Г.Гегель), либо разрабатывали материалистич. онтологию (марксистская философия), где Б. понималось как Б. материи — вечного неуничтожимого развивающегося начала, принимающего разл. преходящие формы (уровни природы, обществ. формации и т.д.).

Очередной попыткой понимания Б. стал зап. иррационализм, основывающийся на идеях мыслителей 19 в. (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор) и получивший завершение в 20 в. в философии экзистенциализма (Ж.‑П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.). Суть иррационализма — в убеждении, что к истинному Б., т.е. Б. вне нашего сознания, можно дойти путём духовного переживания (мистич. опыт, интуиция и т.д.). При этом данное “истинное бытие” понимается как нерациональное, абсурдное. В рамках экзистенциализма возникла трактовка Б. через язык (Хайдеггер), к‑рая получила отражение в неопозитивизме (Л.Витгенштейн) и постмодернизме (Ж.Деррида). Русская философия характеризуется преим. вниманием к идеальному Б., рассматриваемому в единстве Б. человека, Б. космоса и духовного бытия. В сов. период онтологич. проблематика развивалась в рамках диалектич. материализма; особое внимание придавалось осмыслению материалистич. Б., его форм, законов и стадий развития (В.И.Свидерский, В.П.Бранский, В.В.Ильин, А.С.Кармин, И.Я.Лойфман и др.).

В РБ проблемы Б. стали предметом иссл. в трудах Б.С.Галимова (Б. природы), М.С.Кунафина (виртуальное Б.), А.Ф.Кудряшёва (онтологич. основания знания), Д.А.Нуриева (материальное Б.), А.И.Селиванова (Б. развивающихся миров), В.Н.Финогентова (темпоральность Б.) и др.

Лит.: Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981; Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992; Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа, 1998; Бытие. Уфа, 2001.

Р.Р.Вахитов


ОНТОЛОГИЯ

Дата публикации: 10.10.2019
Дата последнего обновления публикации: 17.10.2019
Связанные темы рубрикатора:
Связанные статьи: