БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, автоматически управляемый аппарат, предназначенный для эксплуатации в условиях, когда пилотируемый полёт нецелесообразен или небезопасен для пилота, а беспилотный аппарат по техн. характеристикам более эффективен. Может быть одноразового (самолёт-мишень, боевая крылатая ракета) и многоразового (самолёт-разведчик, патрульный самолёт) применения. В качестве Б.л.а. используют специально спроектированные аппараты или обычные, отработавшие срок службы самолёты типа МиГ‑21, Ил‑28, оборудованные системой дистанционного управления. Они могут стартовать с наземных подвижных и неподвижных установок, морских, возд. носителей. В них используют двигатели, обеспечивающие старт (стартовые) и полёт по траектории (маршевые). Б.л.а. применяют в н.‑и., нар.‑хоз., спорт. и воен. целях.
В Башкортостане в 1973—89 серийно производились Б.л.а. на Кумертауском авиационном производственном предприятии. В качестве маршевых двигателей для неск. типов самолёта-мишени применяют модернизир. турбореактивные авиационные двигатели типаРД‑9Б и Р11‑300 произ‑ва УМПО; до 1985 серийно выпускались двигатели РД‑9БКР (эксплуатация на мишенях Ла‑17ММ продолжается). ВНПП “Мотор" разработаны газотурбинные маршевые двигатели КР17‑300, КР21‑300 и КР23 для крылатых ракет морского базирования “Вулкан”, “Гранит” и “Метеорит” разработки Военно-пром. корпорации “НПО машиностроения” (г.Реутов); турбореактивный двигатель КР‑17А, устанавливавшийся на Б.л.а. “Стриж” (Ту‑141), – ОКБ им. А.Н.Туполева (г.Москва).
Лит.: Проектирование авиационных двигателей ГТД. Уфа, 1987.
Х.С.Гумеров