ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ, строительные конструкции из железобетона. По назначению различают несущие и ограждающие; по способу выполнения — монолитные (возводятся на месте стр‑ва), сборные (производятся на з‑де и монтируются на стройплощадке) и сборно-монолитные (сочетают сборные элементы с монолитным бетоном). В респ. в кон. 50‑х — нач. 60‑х гг. 20 в. на пр‑тиях ПО “Башжелезобетон” (см. “Башстройконструкция”) освоено произ‑во сборных Ж.к. (ферм, балок, колонн, свай, плит перекрытий, стеновых панелей и др.), труб (дл. 3 м и диам. 800, 1000, 1200, 1500 мм), градирен разл. типов, деталей прямоугольных колодцев. С нач. 90‑х гг. выпускаются конструкции для ёмкостных сооружений (резервуары для питьевой воды, очистных сооружений, насосных станций, отстойников, нефтеловушек и др.); круглые и прямоугольные звенья труб, укладываемых под насыпи автомобильных дорог и железных дорог на глуб. до 20 м; многоступенчатые перекрытия для жилых зданий и др.
На Уфимском железобетонном заводе №2 изготавливаются сборные железобетонные многопустотные плиты методом безопалубочного формования. В БашНИИстрой разработана технология произ‑ва железобетонных стропильных и эстакадных преднапряжённых решётчатых балок дл. 12—24 м, безраскосных ферм дл. 18—24 м (В.В.Бабков, В.А.Комлев, Б.Я.Мартьянов, Л.К.Плотникова, В.И.Соломенко, Ю.Н.Сухарев); конструкции свайных фундаментов (З.В.Бабичев, Я.Ш.Зиязов, Г.С.Колесник, А.Д.Назаров, В.Б.Шахирев), к‑рые внедрены в произ‑во на пр‑тиях РБ и др. регионов РФ. С применением монолитной технологии в Уфе построены автодорожный железобетонный мост через р.Белая (на автомобильной дороге Москва—Уфа; 1971), гл. пролёт к‑рого составляет 130 м, производств. корпуса ОАО “Полиэф” и др.
В.В.Бабков, А.А.Шаймухаметов