Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Вход
Региональный интерактивный энциклопедический портал «Башкортостан»
Академия наук Республики Башкортостан ГАУН РБ Башкирская энциклопедия

КОЖА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Просмотров: 2056

КОЖА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, в традиц. быту и х‑ве башкир – изделия разл. назначения, для изготовления к‑рых использовалась кожа ж‑ных; худ. обработка этих изделий; раздел совр. декоративно‑прикладного искусства. Преим. скотоводч. Х‑во в Башкортостане способствовало развитию произ‑ва разнообр. кожаных изделий, наиб. распространённых на вост. терр., особенно в Зауралье. Предметы из кожи изготавливали в каждом х‑ве, наиб. качеств. и высокохуд. вещи с характерными особенностями орнамент. декора создавали мастера, с деят‑стью к‑рых связано формирование в Башкортостане ремесл. очагов с локальными худ. традициями. Среди них существовала своеобразная специализация в соотв. с видом изготовляемого изделия. Создавая предметы из кожи, башкиры умело использовали особенности фактуры и естеств. цвет материала, применяли разл. способы его обработки (см. Дубление, Кожа натуральная, Кожаная утварь, Кожевенное дело, Шорное дело) и техн. приёмы декорирования – тиснение, реже резьбу по коже, аппликацию, вышивку.

Орнаментом украшали в осн. конское снаряжение, воинское и охотничье оружие – объекты особых забот баш. мастеров, т.к. в обществ. иерархии и мировосприятии башкир‑кочевников главенствующее положение занимал воин‑всадник. Классич. произведения традиц. декор.‑прикладного иск‑ва башкир – сбруи, сёдла, подпруги, тебенки, охотничьи подвесные сумки и сосуды для дроби и пороха, колчаны, налучья и щиты – создавались из превосходно выделанной кожи, отличались лаконизмом форм, богатым декором и совершенством худ. решений. Колчаны и налучья нередко украшались накладными метал. бляхами со вставками из цв. стекла и самоцветов, чаще сердолика; уздечки, сёдла – метал. накладками, гравированными традиц. узорами (см. Металл художественный).

Баш. традиц. изделия из кожи характеризуют композиц. разнообразие декора, стилистич. завершённость, ясность и цельность визуального восприятия; самой древней техникой их декорирования было тиснение. Наиб. распростр. мотивом тиснёного орнамента был растит. (состоял из 3‑лепестковых цветков; применялся в оформлении налучьев, колчанов, охотничьих сумок и сосудов). Реже встречались кускарные (роговидные) фигуры, заканчивающиеся 3‑лепестковым цветком; также применялись бордюрные обрамления из простых геометрич. фигур (треугольники, ромбики, полукруги, параллелограммы, прямые линии и т.д). Баш. тиснёный декор, тяготеющий к орнаментике казахов, киргизов, скотоводч. народов Юж. Сибири и Алтая, отличается по своей графич. структуре, одновр. мн. общего прослеживается в функц. назначении и форме кожаных изделий, композиции декора, технике получения тиснёного узора.

Инструментом для тиснения служил дер. штамп, состоящий из двух половинок, на одной из к‑рых вырезался рисунок будущего узора, на другой – углубления, соответствующие его очертаниям. Сырая кожа помещалась между двумя половинками штампа и сдавливалась (тиснилась) ими т.о., чтобы рельеф проталкивал кожу в углубления второй половины штампа; в сдавленном состоянии кожу оставляли до полного высыхания. Когда кожу освобождали от штампа, на её поверхности отчётливо выделялся рельефный орнамент, к‑рый в углублениях протравливали медным купоросом для усиления выпуклости тиснёного узора и обогащения цветовой фактуры изделия. Использование штампа облегчало процесс получения рельефного орнамента и давало широкие возможности усложнять его на основе асимметричных и симметричных комбинаций модульной единицы узора.

Наиб. совершенные изделия из кожи были выполнены с применением метал. формы в технике горячего тиснения (также известна у казахов и киргизов). Подкладную метал. форму (ҡалып) разл. конфигураций и размеров разогревали на горячих углях до определ. т‑ры и помещали на доску узором вверх, на неё накладывали кусок сырой кожи, а сверху клали мешок с глиной. Под его тяжестью кожа постепенно вдавливалась в углубления формы. Груз снимали после высыхания кожи. На ней получался узор с чётким рельефом, передающим его мельчайшие детали.

Ремесло тиснения кожи в Башкортостане было обусловлено кочевой культурой, полувоен. укладом жизни коренного нас., наличием развитого охотничьего промысла, поэтому с ликвидацией угрозы завоеваний, утратой охотничьих и боевых традиций, расформированием уральского казачества массовое произ‑во традиц. изделий из кожи прекратилось. Кроме того, указами от 11 февраля 1736 введён запрет на кузнечное дело на терр. Башкортостана, пресекались любые занятия нас., связанные с обработкой металла, т.о., традиция горячего тиснения была утеряна. Худ. обработка кожи до нач. 20 в. сохранялась в сев.‑вост. Зауралье, но техника тиснения сильно упростилась: примитивные узоры прошивали льняными нитками по контурам на сырой коже, после высыхания к‑рой отд. элементы узора становились выпуклыми. Применялась также резьба по коже с помощью острия ножа (в этом приёме соединились навыки и опыт мастеров по чеканке и резьбе‑насечке, работавших в области кузнечно‑ювелирного дела). Упадок ремесла характеризовался упрощением орнамент. композиций: сложный по рисунку узор заменяется незатейливыми геометрич. фигурами (треугольниками, полуокружностями, точками), ёлочками по бордюру. С кон. 19 в. мн. виды изделий из кожи перестали декорировать, в бол‑ве случаев их заменили дер., напр., саба заменяется дер. сосудом (күнәк) и т.д. Они выполняли прежние функции, иногда сохраняя традиц. название и форму. К нач. 20 в. традиц. иск‑во орнаментации кожи было окончательно утрачено.

В совр. проф. декор.‑прикладном искусстве РБ возникновение интереса к коже относится к нач. 90‑х гг. 20 в. и связано с именем Л.М.Стратоновой. Применяя разл. виды кожи (замша, лайка, выворотка, сыромять), приёмы и способы их худ. обработки (жатая кожа, травление кислотой, термич. обработка, плетение, тонирование), она часто использует смешанную технику, дополняя фрагменты из кожи элементами из текстиля (серия “Любовь", 1990); в технике аппликативного рельефа выполнено декор. панно (“Яблоко", 1992).

Кожу с производств. эффектом “клоке" (жатости), декорированную в деталях приёмом ручной жатости, использует А.Д.Кирдякин (см. Конструирование и моделирование одежды художественное).

Тиснение по коже сочетает с древнейшими приёмами насечки, гравировки и чеканки в орнаментации колчанов и налучьев З.Г.Гаянов. Созданные им комплекты боевого и охотничьего снаряжения (лук, налучье, колчан, стрелы; 1997, 2002) характеризуются утилитарной функциональностью, идентичны оригин. образцам нар. тв‑ва.

Произв. из кожи демонстрировались на Первой респ. выставке проф. декор.‑прикладного иск‑ва Башкортостана (Уфа, 1997), Выставке произв. женщин‑художников Уфы и Стерлитамака (г.Стерлитамак, 2002), Открытой респ. выставке “Весна 2007. Художественный текстиль", на персональных выставках Л.М.Стратоновой (1992, 1995, 2000; все – Уфа).

Образцы традиц. баш. изделий из кожи находятся в коллекциях Национального музея, Музея археологии и этнографии, Рос. этногр. музея (С.‑Петербург), Венгерского этногр. музея (Будапешт) и др.

Лит.: Профессиональное декоративно‑прикладное искусство Башкортостана: кат. 1‑й респ. выст. /авт.‑сост. С.В.Евсеева. Уфа, 1997; Хисматуллина Н.Х. Орнаментально‑колористическая основа башкирского народного искусства. Уфа, 2000; Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006.

С.В.Игнатенко, Н.Х.Хисматуллина


Виды декоративно-прикладного искусства

Ремёсла

 

См. также

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Дата публикации: 10.10.2019
Дата последнего обновления публикации: 18.10.2019