КЫСКА‑КЮЙ, мелодический стиль
КЫСКА‑КЮЙ (ҡыҫҡа көй, от баш. ҡыҫҡа – короткий, көй – напев, мелодия), в баш. муз. фольклористике мелодич. стиль. Впервые термин введён в лит‑ру С.Г.Рыбаковым при описании нар. музыки тептярей, впоследствии использован Л.Н.Лебединским для стилевого противопоставления напевов К.‑к. баш. нар. протяжным песням – узун‑кюй. Для К.‑к. характерны быстрый темп, танцевальность, активная ритмика с равномерным чередованием долей, квадратность мелодич. и метроритмической структуры.
К К.‑к. относятся плясовые и игровые такмаки, наигрыши, эпич., обрядовые, лирич. песни танц. характера (“Алты егет", “Гульназира", “Ете кыз", “Зарифа", “Ирендык", “Йыуаса" – “Юаса", “Кара-юрга", “Карабай", “Наза", “Ялсыгул" и др.), ряд зимогорских и рекрутских песен. Первые образцы К.‑к. были опубликованы Рыбаковым в кн.“Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта".
Лит.: Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа, 1992.
Л.К.Сальманова
Жанры башкирской народной вокальной музыки