Традиционная одежда башкир
В одежде Б. сочетались традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Для её изготовления применялись кожа, меха, шкуры, сукно, войлок, шерсть, также использовали белый и узорный холст, пряжу, привозные шёлковые и хлопчатобумажные ткани (бархат, парча, ситец и др.). Одежда подразделялась на повседневную, праздничную и ритуальную. Для её орнаментации применяли аппликацию, вышивку и др. виды декоративно-прикладного искусства. Основой повседневного жен. и муж. костюма являлась длинная рубаха или платье (күлдәк) туникообразного покроя с прямыми рукавами; мужчины носили её навыпуск с тканевым или кожаным поясом (ҡәмәр, ҡайыш), шерстяным кушаком (билбау). Муж. рубахи с широким отложным или стоячим воротником скреплялись у ворота плетёным шнурком с кистями. Штаны (ыштан) шили из белых, полосатых, красных холщовых или хлопчатобумажных тканей, с прямоугольной вставкой; в холодное время года надевали более узкие штаны (салбар) из сукна или др. плотного материала. Жен. платья были цельнокройными (с узкой или широкой оборкой по низу) и составными (с юбкой, пришитой на уровне бёдер или талии), со стоячим воротником. Под платье на грудь повязывали тканевый нагрудник (түшелдерек). Вышивкой и разноцветными лентами украшали нагрудный разрез (иҙеү), края рукавов и подол платья. Повседневной или праздничной верх. одеждой на подкладке являлись бешметы (бишмәт), еляны (елән), казакины (кәзәкей, кәзәки), камзолы (камзул) и чекмени (сәкмән). Бешметы были длиннополые, с рукавами и глухой застёжкой на пуговицах, жен. преимущественно лёгкие. Муж. еляны шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, реже из бархата, шёлка, белого атласа, с нашивками из красного сукна (в основном носили нараспашку); жен. — из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка, подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна, аппликацией, вышивкой, позументом. Муж. казакины (короткие до колен) изготавливали из тёмных хлопчатобумажных тканей, со стоячим воротником и боковыми прорезными карманами, носили поверх рубахи, был распространён в качестве форменной одежды военнослужилых Б. Муж. камзолы шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, бархата, плюша и сатина, с короткими (до локтя) рукавами или без них, закрытым воротом, на пуговицах; жен. — из цветных хлопчатобумажных шерстяных тканей, среднеазиатского шёлка (әҙрәс), бархата, плюша, парчи и сатина, с открытым воротом, прорезными фигурными карманами, преимущественно без рукавов. Чекмени изготавливали из домотканого белого или коричневого (в основном муж.), фабричного красного или зелёного сукна, зимние отделывали мехом, украшали нашивками из красного сукна, атласа, хлопчатобумажной ткани, позумента; жен. — нашивками из цветного сукна, чередуя их с позументом, аппликацией, вышивкой; носили нараспашку поверх бешмета, еляна, камзола. Праздничная и свадебная муж. и жен. одежда включала цветные платья, рубахи, украшенные вышивкой, позументом; вышитые кораллами и шёлком еляны, чекмени, камзолы и др. В жен. свадебный и праздничный наряд входил приталенный, расклёшенный, украшенный цветным сукном, монетами и кораллами (с характерной нашивкой) елян или чекмень. Зимней одеждой служили тулупы (толоп), различные шубы (тун) из козьих, верблюжьих, конских шкур (йылҡы тун) с гривой вдоль рукавов и на спинке, из шкурок ягнят (күрпә); ценились шубы из волчьих, лисьих, заячьих, беличьих шкур. Встречались также приталенные полушубки (ҡыҫҡа тун, билле тун). Женщины чаще носили стёганые пальто (көпө). Верх. одежда обычно была приталенной, реже (шубы, чекмени) — прямой.
Муж. головные уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, тканей. Традиц. повседневным муж. головным убором была тюбетейка: пожилые Б. носили тёмных цветов, молодые и ср. возраста — разноцветные, вышитые шерстью и шёлком, украшенные позументом, кисточками, бисером, кораллами. Зимой надевали меховой бурек (бүрек). Повсеместно были распространены меховые шапки, в особенности из бобра, выдры (ҡамсат бүрек, ҡама бүрек), лисы, рыси, войлочные колпаки (ҡалпаҡ), шляпы (эшләпә) с узкими или широкими полями. Состоятельные Б. имели фетровые шапочки с кистью (фәс). Зимой юж. Б. носили меховые, войлочные или суконные головные уборы — колаксын (ҡолаҡсын). У женщин распространённым головным убором был небольшой платок (яулыҡ), поверх к‑рого набрасывали шёлковые, кашемировые и шерстяные шали (шәл) или надевали коралловый кашмау (ҡашмау). С налобными повязками или колпаками пожилые женщины носили белое покрывало — тастар (таҫтар); молодые замужние — спускающееся по плечам покрывало с украшениями — кушъяулык (ҡушъяулыҡ). Различались колпаки с круглым плоским дном в форме тюбетейки (бәләкәй ҡалпаҡ) и с мягкой закруглённой тульей; пожилые женщины иногда надевали длинные колпаки, связанные из белых хлопчатобумажных ниток (аҡ ҡалпаҡ) или сшитые из холщовой ткани (мамыҡ ҡалпаҡ). Богатые башкирки носили меховые шапки с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Праздничными головными уборами являлись башкейем (башкейем, кәләпүш) и кашмау, украшенные кораллами, бисером, монетами, ювелирными бляхами.
Обувь изготавливали из кожи, иногда в комбинации с сукном. Наиболее распространённой муж. и жен. обувью были сапоги, ката (ҡата), сарык (сарыҡ). Пожилые Б. носили ситек. Жен. сапоги на каблуках с подковками украшали заклёпками, узорной строчкой, кистями. Зимой охотники и лесорубы надевали меховую обувь из шкуры лошади, коровы или лося с суконным или холщовым верхом, собранным вокруг ступни шнурком. В качестве рабочей летней и осенней обуви в сев. районах использовали лапти (сабата). Кожаную, меховую и лыковую обувь носили с суконными (тула ойоҡ), войлочными (кейеҙ ойоҡ), шерстяными (йөн ойоҡ) чулками, портянками (сылғау).
Баш. костюм дополняли украшения: нагрудники с монетами и кораллами (селтәр, яға, муйынса, һаҡал), ожерелья (муйынса, һырға), перевязи (хәситә, дәүәт, әмәйлек), бусы из янтаря (гәрәбә муйынсаҡ), браслеты (беләҙек), кольца (балдаҡ), серьги (алҡа, һырға); накосные: затылочные (елкәлек), косоплётки (ҡаралыҡ), звенящие подвески (сулпы, сылтыраҡ), одинарные или сдвоенные крупные монеты (һумлыҡ), накосники из бус (сәсмәү) и в виде полосы ткани (сәсҡап, арҡалыҡ), бляхи (көмбәҙ) и др. Мужчины носили широкие пояса — кэмэр (ҡәмәр, ҡамар) — с ювелирной пряжкой каптырма (ҡаптырма), застёжками, иногда перстни (йөҙөк). Изготавливали украшения в основном из серебра, при этом использовали кораллы, монеты, для инкрустации — сердолик, бирюзу, перламутровые пластины, раковины каури, золотистый и коричневый янтарь, бисер, красное, зелёное, голубое шлифованное стекло. Ювелирные детали выполняли чеканкой и гравировкой (реже — чернением, зернью), в сев. районах — филигранью. Кроме изделий местного производства у Б. также были распространены украшения, изготовленные в Казанской губ., Ср. Азии и на Кавказе.
Ритуальной одеждой считалась крытая цветным бархатом или шёлком шуба из лисьего меха, отделанная мехом выдры (баҫа тун, төлкө тун); такую шубу жених дарил матери невесты. Ритуальным головным убором являлась чалма (сәллә, салма) из белой тонкой ткани, обёрнутой поверх тюбетейки или шляпы; её надевали, готовясь к молитве; постоянно носили служители культа. В 60‑е гг. 20 в. методом системного картографирования основных видов одежды, головных уборов, украшений Б. были выделены терр. костюмные комплексы: юго‑вост., юго-зап., самаро‑иргизский, сев.-зап., сев.-вост., вост. и центральный. Особенностью юго‑вост. костюмного комплекса (горно‑лесные, юго‑вост. и юж. районы Башкортостана) были удлинённые нагрудники, ниж. часть к‑рых состояла из коралловой сетки и бахромы. Самобытностью отличался жен. костюм сев.‑вост., вост. (зауральских) и инзерских Б. (центральный комплекс), обязательными элементами к‑рого были большой кушъяулык и трапециевидный нагрудник (яға — вост. Зауралье; һаҡал — бассейн р.Инзер; муйынса — сев.-вост. Башкортостан). Инзерские и зауральские Б. носили обувь с суконным голенищем, украшенным аппликацией. У сев.‑вост. и вост. Б. праздничный жен. костюм включал фартук, украшенный вышивкой. В сев. районах Башкортостана мужчины носили катаные шляпы, женщины — разнообразные колпаки. На формирование костюма сев.‑зап. комплекса (междуречье Белой и Уфы, Белой и Ика) большое влияние оказала традиц. одежда оседлого нас. (мишарей, татар, удмуртов и др.).
С изменениями в социально-экон. развитии края в 20 в. многие нар. традиц. элементы баш. одежды были утрачены; с 50‑х гг. они возрождаются в декоративно-прикладном искусстве и костюмах фольклорных ансамблей РБ.