Список материалов
ДАВЛЕКАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ №3
ДАВЛЕКАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ №3 Башкирская, основана в 1936 как баш. ср. школа №2, с 1940 неполная ср. школа, с 1949 ср. школа, с 1954 после объединения с неполной ср. школой №1 ср. школа №3, с 2007 гимназия №3, с 2010 совр. статус. Имеет интернат, краеведч. музей. Уч. заведение окончило более 3,5 тыс....
ДАВЛЕКАНОВСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
ДАВЛЕКАНОВСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, было основано в 1930. В 1955 вошло в состав Белебеевского пед. уч‑ща (см. Белебеевский педагогический колледж). Действовали отделения с дневной формой обучения: баш. и тат., с 1939 рус. (до 1945 заочное). При рус. отделении в 1939—45 существовал экстернат. Уч‑ще...
ДВОРЖЕЦКИЙ Станислав Антонович
ДВОРЖЕЦКИЙ Станислав Антонович (25.3.1859, г.Вилейка Виленской губ. — 16.2.1939, г.Тетюши), педагог, организатор нар. образования. Статский советник (1902). После окончания Виленского учит. ин‑та (1880) учитель 2‑классного нар. уч‑ща при Оренб. учит. ин‑те, с 1886 зав. Белебеевским гор. 2‑классным уч‑щем,...
ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ
ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ, отсутствие у детей и подростков нормальных условий жизни (пост. места жительства или пребывания, мед. обслуживания и пр.), семейного или гос. попечения. Д.б. является крайним проявлением и одним из следствий безнадзорности детей, т.е. отсутствия контроля за поведением и занятиями...
ДЕТСКИЕ ДОМА
ДЕТСКИЕ ДОМА, воспитательные учреждения интернатного типа для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Д.д. решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоят. жизни. Принимаются дети из домов ребёнка, от частных лиц и др. Дети могут находиться...
ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, добровольные массовые объединения детей и взрослых, характеризующиеся соц. направленностью своей деят‑сти, дем. стилем отношений, пед. воздействием на членов орг‑ции. Д.о. выполняют соц.-полит. (защита прав детей, их интересов, чести и достоинства), соц.-пед. (целенаправленное введение...
ДИДАКТИКА
ДИДАКТИКА (от греч. didaktikoјs — поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Исследует процесс обучения, основанный на взаимодействии деят‑сти учителя и учащихся. Формулирует внепед. и внутрипед. законы обучения посредством выявления фактов и взаимосвязей...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, форма организации образоват. процесса, учитывающая склонности, интересы и способности учащихся. В России с нач. 1920‑х гг. внедрялись разл. формы и виды Д.о.: углублённое изучение отдельных предметов, классы по интересам, введение проф. уклонов и т.д. В кон. 1980‑х гг. была...
ДОКТОРАНТУРА
ДОКТОРАНТУРА, высшая ступень в системе подготовки науч. и науч.-пед. кадров, часть системы непрерывного образования.Д. организуется при высших учебных заведениях, науч. учреждениях в целях планомерной подготовки науч. кадров высш. квалификации в области науки и техники. В Д. принимаются лица, имеющие...
ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ, культ.-просветит. учреждения для работников системы нар. образования. Учреждены в 1921 СНК РСФСР, в 1934—56 назывались Домами учителя. В Башкортостане Д.р.п. действовали в гг. Уфа, Белорецк, Бирск, Стерлитамак, Дюртюли. Д.р.п. находились в ведении органов нар. образования...
ДОМА РЕБЁНКА
ДОМА РЕБЁНКА, учреждения, предназначенные для воспитания, оказания лечебно-профилактич. помощи, медико-психолого-пед. реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с физ. и психич. отклонениями в развитии. Д.р. находятся в ведении органов здравоохранения, по путёвкам к‑рых в них...
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, часть системы общего образования, охватывающая процесс воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. Задачами Д.о. являются: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их интеллектуального, личностного и физ. развития, осуществление коррекции отклонений в развитии...
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, образоват. учреждения, предназначенные для обществ. воспитания детей раннего (от 2 мес до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 6—7 лет) возрастов. Принципы воспитания в Д.у. ориентированы на гуманизацию воспитания и индивид. подход к каждому ребёнку. Гос. система Д.у. включает 4 типа:...
ДУВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ДУВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА Дуванского р‑на. Основана в 1840 как церковно-приходская школа, с 1865 вол. уч‑ще писарей, с 1870 нач. нар. уч‑ще, с 1906 нач. земская школа, с 1918 школа 1‑й ступени, с 1932 школа крестьянской молодёжи, с 1934 неполная ср. школа, с 1937 совр. статус. Имеет столярно-слесарную...
ДУВАНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ
ДУВАНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ, находился в с.Дуван Дуванского р‑на. Создан в 1898 как ремесленное уч‑ще, с 1918 школа 2‑й ступени, с 1930 с.‑х. техникум. В 1983 на базе техникума и с‑за “Дуванский" был образован совхоз-техникум “Дуванский", с 2000 аграрный техникум. В 2016 ликвидирован. Обучение велось...
ДЮРТЮЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
ДЮРТЮЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1. Основана в 1930 как школа крестьянской молодёжи, с 1934 неполная ср. школа, с 1936 совр. назв. и статус. Имеет токарно-слесарную и швейную мастерские, 2 спорт. зала, музей истории школы.
Ср. школу окончило более 5,5 тыс. чел. (2011). Среди выпускников Э.Агзами, У.Г.Гусманов,...